Создание слоя проектной поверхности
51 / 66

Любая трасса, разбитая на поперечные профили, может формировать проектную поверхность в один из слоёв проекта, кроме слоя, выбранного для неё в качестве существующей поверхности.

До построения проектной поверхности трасса представляется только набором проектных линий, а в результате формирования проектной поверхности её геометрия образует в отдельном слое поверхность, которую можно анализировать (по изолиниям, уклонам, Z-отметкам и т.д.) и, возможно, редактировать. Один слой проекта может использоваться несколькими трассами для формирования проектной поверхности.

Проектная поверхность трассы может быть динамической или статической (ЦМП). Рассмотрим оба варианта поверхности, попутно выясняя отличия, а также плюсы и минусы их использования.

Сформируем динамическую проектную поверхность по трассе «Вятка».

1.Нажмите кнопку Проект > Динамическая поверхность > img_dynamic_design_surface Формировать по трассам и отметьте в списке галочкой трассу Вятка.

2.В проекте появился новый слой с названием Проект, а на плане теперь можно увидеть построенную поверхность (видимость трассы можно временно отключить).

3.Обратите внимание, что цвет новой поверхности установился отличный от цвета существующей поверхности. Кроме этого, автоматически окрасились проезжие части и обочины трассы. Цвета для окрашивания поверхности можно выбрать другие, нажав кнопку Проект > Динамическая поверхность > img_set_colour1 Цвет закраски.

4.Теперь можно проанализировать полученную поверхность по изолиниям, уклонам и т.д., а также в 3D-виде.

Выясним, почему построенная поверхность называется динамической.

1.В качестве примера измените ширину дна правого кювета на участке 4+00–4+40 (исключительно для наглядности сделайте ширину равной 3 м).

2.Обратите внимание, что перестроились линии трассы и, вместе с ними, перестроилась поверхность. Таким образом, динамическая поверхность сразу перестраивается при любых изменениях, производимых с трассой.

Теперь рассмотрим подробнее полученную поверхность.

1.Убедитесь, что слой Проект является активным.

2.Обратите внимание, что в слое Проект нет ни одной точки и ни одной линии. Объясняется данный факт тем, что динамическая поверхность построена не на основе рельефных точек и структурных линий, а на основе линий трассы. И пользователь может управлять данной поверхностью только путём редактирования трассы: меняем геометрию трассы — перестраивается поверхность.

3.Построить динамическую проектную поверхность можно сразу для всех трасс в проекте. Для этого нажмите кнопку Проект > Динамическая поверхность > img_dynamic_design_surface Формировать по трассам и выберите пункт Включить все трассы.

Вывод

Динамическая поверхность сразу перестраивается при любых изменениях в трассе, но она не может редактироваться как обычная поверхность через изменение Z-отметок точек, корректировку структурных линий и пр. А это означает, что динамическая поверхность всегда отражает реальную геометрию трассы.

Внимание!

Достаточно часто при работе с динамической проектной поверхностью встречается следующая ошибка: для каждой трассы создаётся свой слой, в который трасса формирует поверхность. В результате в тех местах, где происходит сопряжение нескольких трасс (примыкания, ответвления и т.п.), невозможно увидеть реальную ситуацию, поскольку слои с проектными поверхностями находятся друг под другом. А для того чтобы оценить, как в действительности выглядит место сопряжения, нужно, чтобы эти трассы формировали поверхность в один слой.

Сформируем статическую проектную поверхность (ЦМП — цифровая модель проекта).

1.Для начала отключите видимость слоя Проект.

2.Нажмите кнопку Проект > Статическая поверхность > img_static_design_surface_add Добавить данные и отметьте в списке галочкой трассу Вятка.

Поясним название поверхности — статическая.

3.В качестве примера измените ширину дна правого кювета на участке 4+00–4+40 (верните значение ширины, равное 1 м).

4.Обратите внимание, что перестроились линии трассы, но поверхность НЕ перестроилась.

5.Чтобы выполнить перестроение поверхности согласно текущей геометрии трассы, нажмите кнопку Проект > Статическая поверхность > img_static_design_surface_refresh Обновить данные и укажите в списке трассу Вятка. ЦМП будет обновлена.

Теперь рассмотрим подробнее полученную поверхность.

6.Убедитесь, что слой ЦМП является активным. Отключите также видимость трассы.

7.Выделите одну из линий в слое ЦМП. Все линии доступны для редактирования. Также можно выделить любую точку и изменить, например, её Z-отметку. Т.е. ЦМП — это обыкновенная поверхность, построенная на основе рельефных точек и структурных линий, полученных по линиям трассы.

Внимание!

Статическая поверхность (ЦМП) НЕ перестраивается автоматически при внесении изменений в трассу (для этого нужно выполнить команду обновления), но она может редактироваться как обычная поверхность через изменение Z-отметок точек, корректировку структурных линий и пр.

При этом следует помнить, что после корректировки поверхности вручную она перестаёт соответствовать реальной геометрии трассы.

Подведём некоторый итог.

Из минусов динамической поверхности можно отметить возможное замедление скорости работы на больших проектах, поскольку любое изменение трассы влечёт за собой перестроение поверхности. Плюсы — возможность анализировать по поверхности реальную геометрию трасс.

Минусы статической поверхности — потеря «связи с трассой» после построения поверхности. Плюсы — возможностью вручную подредактировать итоговую проектную поверхность.

Выбор используемой поверхности (динамическая или статическая) остаётся на ваше усмотрение.

Совет

Однако, если вы хотите быть полностью уверенным в качестве построенной модели, то лучше использовать именно динамическую поверхность, поскольку тогда вы всегда будете видеть на поверхности актуальные данные, соответствующие текущей геометрии трасс.


 Пройти тест для самопроверки


 Формирование чертежа поперечных профилей | Описание курса | Инструменты для проектирования ремонтов