Проектирование откосов и кюветов с помощью сценариев
34 / 66

Для создания откосов и кюветов в автоматическом режиме при проектировании загородной дороги вводится понятие сценария . Под сценарием подразумевается набор правил, описывающих параметры построения сегментов проектной поверхности трассы в зависимости от высоты насыпи или глубины выемки.

1. Откройте редактор сценариев, нажав кнопку Модель трассы > Поперечный профиль > img_scripts  Сценарии откосов > img_scripts  Редактор сценариев откосов.. .

2. Слева отображаются имеющиеся в системе сценарии. Раскройте один из них щелчком мыши.

3. В каждом сценарии отдельно задаются правила построения сегментов в случае насыпи и в случае выемки. В разделе Насыпь выделяются диапазоны высот насыпи, а в разделе Выемка — диапазоны глубин выемки. Щёлкните мышью на каком-либо диапазоне — внизу будут отображены правила построения сегментов проектной поверхности для этого диапазона.

Диапазон, для которого отображаются правила построения сегментов, является текущим и помечается в сценарии стрелкой.

4. Справа и слева от области предпросмотра отображается шкала с заданными в сценарии диапазонами. Щёлкните мышью внутри какого-либо диапазона — в области предпросмотра можно будет увидеть результат применения правил этого диапазона.

Диапазон, который отображается в области предпросмотра, подсвечивается в сценарии жёлтым цветом.

5. Выделите в сценарии диапазон насыпи Высотой от 2 до 6 м — параметры диапазона будут отображены под структурой сценария. Чтобы результаты применения диапазона отобразились в области предпросмотра, выберите этот же диапазон на шкале.

6. В насыпи выделяются следующие группы сегментов:

a. Откос — набор сегментов, начиная от бровки трассы и до встречи с интерполированной поверхностью.

b. Кювет — внутренняя стенка, дно кювета и прикюветная полка.

c. Внешний откос — набор сегментов, соединяющих дно кювета с существующей поверхностью.

7. Выделите в сценарии диапазон выемки Глубиной менее 1 м .

8. В выемке выделяются следующие группы сегментов:

a. Кювет — внутренняя стенка, дно кювета и прикюветная полка .

b. Внешний откос — набор сегментов, соединяющих дно кювета с существующей поверхностью.

9. По умолчанию существующая поверхность в области предпросмотра представлена горизонтальной линией. Переместите бегунок горизонтальной линейки, чтобы смоделировать косогорность. Обратите внимание, что в зависимости от высоты насыпи слева и справа могут быть применены разные диапазоны высот/глубин.

Создадим новый сценарий и зададим для него правила построения сегментов.

1. Нажмите кнопку img_oi_add   Добавить сценарий и выберите пункт Создать пустой сценарий . Укажите название нового сценария — Учебный .

2. Создайте в насыпи два диапазона: до 5 м и более 5 м .

3. Создайте в выемке два диапазона: до 1 м и более 1 м .

4. Для диапазона насыпи до 5 м задайте следующие правила построения сегментов:

a. откос: заложение = 1:3;

b. кювет: заложение = 1:3, dZ = 1 м, ширина дна кювета = 1 м;

c. внешний откос: заложение = 1:3.

5. Для диапазона насыпи более 5 м :

a. откос: сегмент 1: заложение = 1:3, dZ = 2 м, ширина полки = 1 м; сегмент 2: заложение = 1:3;

b. кювет: заложение = dZ = 1 м, 1:3, ширина дна кювета = 1 м;

c. внешний откос: заложение = 1:3.

6. Для диапазона выемки до 1 м :

a. кювет: dZ = 2 м, заложение = 1:3, ширина дна кювета = 1  м;

b. внешний откос: заложение = 1:3.

7. Для диапазона выемки более 1 м:

a. кювет: dZ = 2 м, заложение = 1:3, ширина дна кювета = 1  м;

b. внешний откос: сегмент 1: заложение = 1:3, dZ = 3 м, ширина полки = 1 м; сегмент 2: заложение = 1:3.

8. Чтобы посмотреть, как применяется текущий сценарий к трассе проекта, п ереключитесь на вкладку Трасса и выберите трассу Вятка из списка.

9. Закройте редактор сценариев.

1. Применим созданный сценарий ко всей трассе. Для этого снимите выделение с участка трассы (если на трассе был выделенный участок), нажмите кнопку Модель трассы > Поперечный профиль > img_scripts  Сценарии откосов и далее выберите пункт Учебный > Для обеих частей .

Обратите внимание, что сценарий можно применить отдельно для левой или правой части трассы.

Замечание

Если выделен участок трассы, то сценарий применяется только к этому участку.

2. Откройте окно поперечного профиля, а затем редактор проектной поверхности. Обратите внимание, что сегменты, построенные по сценарию, отображаются розовым цветом. Если выделить такой сегмент, то можно увидеть, что параметры построения недоступны для редактирования. Это объясняется тем, что построением этих сегментов «управляет» сценарий. Названия сценариев, которые применены для левой и правой частей поперечного профиля, отображаются в окне поперечного профиля.

3. После применения сценарий «следит» за трассой и реагирует на любые изменения исходных данных.

a. Откройте окно поперечного профиля и перейдите на поперечник 0+00 .

b. Откройте окно продольного профиля и задайте другую рабочую отметку на этом поперечнике, например, -2 м.

c. Обратите внимание, что поперечный профиль перестроился согласно новым условиям.

4. С другой стороны, если изменить параметры сценария, то новые параметры сценария автоматически применятся ко всем трассам, для которых он был задан.

a. Откройте редактор сценариев и для всех диапазонов в насыпи и в выемке измените ширину дна кювета: сделайте её равной 0,4 м.

b. В окне поперечного профиля убедитесь, что на всей трассе изменилась ширина дна кювета.

На некоторых поперечных профилях сценарий может срабатывать некорректно, например, в случае сложной конфигурации существующей поверхности. В такой ситуации можно отключить применение сценария на поперечном профиле или участке трассы и вручную построить проектную поверхность, используя возможности редактора поперечных профилей.

1. Откройте окно поперечного профиля и перейдите на поперечник 12+00 .

2. Отключите использование сценария с обеих сторон трассы: для этого в выпадающих списках Сценарий слева и Сценарий справа выберите пункт Определяется пользователем . Все сегменты отображаются красным цветом.

3. Чтобы на участке трассы отключить использование сценария, выделите этот участок, нажмите кнопку Модель трассы > Поперечный профиль > img_scripts  Сценарии откосов и выберите пункт Определяется пользователем > Для обеих частей .

Если крайний сегмент проектной поверхности находит пересечение с интерполированной поверхностью раньше, чем с существующей, то в этом случае есть два способа построения крайнего сегмента, который пользователь может сам выбрать.

1. Откройте поперечный профиль и перейдите на поперечник 0+20 .

2. Обратите внимание, что слева добавлен дополнительный сегмент проектной поверхности с именем «внеш. откос». Он доходит до интерполированной поверхности, а затем, по ней, до существующей поверхности.

3. Чтобы изменить способ построения этого сегмента, в редакторе проектной поверхности выделите сегмент «внеш. откос» и в поле Способ построения крайнего сегмента выберите вариант Продолжить внешний откос .


 Пройти тест для самопроверки


 Проектирование продольного водоотвода | Описание курса | Элементы земляного полотна