Проектирование насыпи и выемки, полок на откосах
29 / 66

Моделирование проектной поверхности выполняется в специальном редакторе, который открывается кнопкой Редакторы > img_ds_editor   Редактор проектной поверхности . Откроем редактор и рассмотрим более подробно его интерфейс.

1. В верхней части редактора отображается список сегментов проектной поверхности. Сегменты разделены на две группы в зависимости от их расположения относительно оси: Левая часть и Правая часть . В составе группы они отображаются в порядке удаления от оси трассы.

2. Щелчком мыши выделите какой-либо сегмент — его свойства отобразятся в области Параметры в нижней части окна.

3. Для работы с сегментами (создания, удаления и пр.) предусмотрена панель инструментов с командными кнопками. Эти команды продублированы в контекстном меню, которое открывается щелчком правой кнопки мыши на сегменте или группе сегментов в списке.

Создадим модель проектной поверхности в случае насыпи.

1. Перейдите на поперечник 0+00 («горячая» клавиша Home ).

2. Создадим откос с правой стороны. Выделите в списке сегмент «обочина», после которого нужно добавить сегмент, а затем на панели инструментов нажмите кнопку img_create_new_segment   Создать объект . В выпадающем списке выберите имя создаваемого сегмента — «откос». Обратите внимание, что новый сегмент всегда создаётся после выделенного, поэтому при добавлении новых сегментов нужно следить, чтобы был выделен правильный сегмент.

3. Зададим параметры созданного сегмента: Поверхность привязки = «существующая», Заложение  = 1:3.

Замечание

Попробуйте задать для сегмента параметры, конфликтующие друг с другом. Например, отрицательное заложение (это означает, что уклон сегмента — вверх) и поверхность привязки — существующая. С такими правилами построения сегмент не может быть построен.

4. Аналогичным образом создайте откос слева.

5. Рассмотрим подробнее сегмент «откос». Для него задана поверхность привязки «существующая», поэтому он строится до пересечения с существующей поверхностью. Однако в нашем случае этот сегмент необходимо довести до пересечения с интерполированной поверхностью. Чтобы добиться этого, измените поверхность привязки на интерполированную. Аналогично поступите с правым откосом.

6. Построим кювет справа, создав последовательно следующие сегменты:

a. « кювет » : Заложение = 1:3, dZ = -1 м;

b. « дно кювета » : Уклон = 20 ‰, dX = 1 м;

c. « выход на поверхность » : Заложение = 1:-3, Поверхность привязки = «существующая».

7. Аналогичным образом постройте кювет слева.

8. Применим текущую модель проектной поверхности для всей трассы, нажав кнопку Применить и выбрав в выпадающем списке вариант Для всех .

9. Если сейчас переключиться на план проекта, то можно увидеть построенные линии трассы.

На участке трассы 2+60–3+20 высота насыпи превышает 6 м. В этом случае на откосе обычно обустраивается полка.

1. Перейдите на поперечник 2+60 .

2. Для начала представим откос двумя сегментами (на стыке двух этих сегментов будет полка). После сегмента «обочина» в правой части создайте сегмент «внутр. откос»: Заложение = 1:3, dZ = -2 м.

3. Теперь создадим полку. После сегмента «внутр. откос» создайте сегмент «полка внутр. откоса»: Уклон = 20 ‰, dX = 1 м.

4. Аналогично создайте полку слева.

5. Примените созданную модель на участке 2+40–3+40 , т.е. захватив по одному «лишнему» поперечнику в начале и конце участка.

6. Переключитесь на план, чтобы увидеть результат.

Замечание

Напомним, что линии трассы образуются путём соединения образующих узлов с одинаковыми именами. На поперечнике 2+20 нет сегментов с именами «внутр. откос» и «полка», а на поперечнике 2+40 они уже есть, поэтому происходит исчезновение линий.

7. Чтобы плавно свести полку в ноль в начале и конце участка, задайте ширину полки dX = 0 на пикетах 2+40 и 3+40 .

На трассе есть места, где построенные линии откосов и кюветов обрываются, например, на поперечнике 12+40 . Выясним, в чём причина. В окне поперечного профиля можно увидеть, что не были построены сегменты откоса для правой и левой частей (а затем и все последующие сегменты). В редакторе проектной поверхности можно уточнить правила построения этих сегментов: они имеют уклон вниз и идут до пересечения с интерполированной поверхностью. В выемке, где интерполированная поверхность проходит выше, сегменты с такими правилами построения не могут быть созданы, потому что они не находят пересечения с интерполированной поверхностью.

Адаптируем текущую модель для выемки.

1. Перейдите на поперечник 12+40 . Быстро перейти на поперечник можно с помощью сочетания клавиш Alt+G .

2. Удалите сегменты «откос» для правой и левой частей.

3. У сегментов «кювет» для правой и левой частей задайте dZ = -2 м.

4. Примените полученную модель для участка трассы, который проходит в выемке: 12+40–21+40 .

Создадим полку на внешнем откосе в выемке.

1. Перейдите на поперечник 14+20 .

2. В правой части после сегмента «дно кювета» создайте сегмент «внеш. откос»: Заложение = 1:-3, dZ = 2 м.

3. После сегмента «внеш. откос» создайте сегмент «полка внеш. откоса»: Уклон = -20 ‰, dX = 1 м.

4. Аналогичным образом создайте полку слева.

5. Примените модель с полками на участке 14+00–14+80 .


 Пройти тест для самопроверки


 Проектная поверхность | Описание курса | Использование нестандартных точек привязки